Благотворительный фонд помощи детям сиротам-инвалидам во имя св. Матроны Московской. Основан в 2008 году

Links with Icons

Птички Божьи

Каждому из нас может открыться, насколько премудро создан Божий мир. Яркое проявление его красоты и гармонии – птички небесные. Зимой и летом, весной и осенью, всегда рядом, они напоминают нам о горнем мире. И как бы ни развивалась человеческая история, птицы неизменно будут оставаться живым свидетельством о том прекрасном мире, который мы когда-то покинули, но куда однажды вернёмся.

Священник Виталий Кубарь

Мы приводим фрагменты из книги БОРИСА ПРОКАЗОВА «ПТИЧКИ БОЖЬИ» (Минск. Братство в честь святого Архистратига Михаила. 2010). Книга чудесно иллюстрирована автором – в этом Вы сможете убедиться, приобретя книгу и взяв её в руки. Книга очень интересна, познавательна, красива – полезное чтение и замечательный подарок. Здесь же мы приводим фото некоторых птиц, описанных в книге.

Господь сотворил нашу Землю не только премудро, но и прекрасно. Рассматривая красоту сотворённого, люди видят величие силы и славы Бога-Творца, как об этом пишет апостол Павел: «Вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1,20). Природа и Библия – струи одного источника. Библия открывает истину через слово Бога, природа – через Его творения.

Глядя на мир Божий, мы можем ощутить, что Творец недалеко от каждого из нас. Что Он всегда знает, в чем мы имеем нужду, и поможет через красоту окружающего нас мира идти к вратам Своего Царства. Поэтому вслед за псалмопевцем и царём Давидом будем просить у Бога, чтобы созерцать красоту Господню во все дни жизни нашей! (Пс. 26,4)

Олег Зайцев

…Моим увлечением были птички небесные. С того памятного дня, когда в моих детских руках оказалась жёлто-зелёная синица, я с ещё большим трепетом стал всматриваться в красоту окружающего мира.

   Шли годы. Накопленные наблюдения и сделанные выводы сливались в большие и малые открытия. От избытка чувств заговорило сердце. Как птицы прославляют своего Творца пением, так и мне захотелось поделиться своими зарисовками. Может, они и вам помогут взглянуть на мир по-иному. А там, глядишь, и душа запоёт. Не одним же только птицам, орнитологам да художникам   славить Творца. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс. 150,6)

  Что бросается в глаза при обозрении Божьего мира в первую очередь? Переизбыток красоты. Великим Творцом и Художником украшено всё вокруг. Из того, что нас окружает, наибольшее восхищение вызывают у меня цветы, дети и птички небесные. Не нужно быть ученым или живописцем, чтобы заметить, как много в жизни птиц красоты, совершенно им не нужной. Все они изящны по форме и непередаваемо прекрасны по цвету. Их гнёзда уютны и даже комфортны, но птички могут обходиться и без этих излишеств…

Белобровик – это дрозд, но в отличие от чёрного, певчего и дрозда-рябинника встречается у нас довольно редко. Зато отличить его от других дроздов проще простого! Достаточно заметить у него белую бровь, и вы почти что орнитолог. Если же среди двух летящих дроздов вы выделите белобровика по рыжему подбою крыла, считайте, диплом у вас в кармане. «Став» орнитологом, попробуйте испытать сои силы ина литературном поприще. Известный знаток птиц профессор Н.А.  Гладков сделал это, подобрав к пению дрозда такие слова: «Филипп! Филипп!.. Иди чай пить, чай пить…с сахаром…Скор-рей, скор-рей, а то остынет!» А как поёт соловей, детский писатель Виталий Бианки услышал так «Мужик, мужик! Сало пёк, пёк, пёк! Тянул, тянул – трр! Ешь, ешь, ешь. Гор-рячо!» Я проверил, очень подходит. Послушайте, может, и вас родятся поэтические строки.

   При виде нарядно раскрашенной Варакуши приходится признать, что красота птичих убранств призвана вызывать восхищение у людей, а не у птиц. Похоже, что на белорусов это подействовало особенно. Не такая уж распространённая на Белой Руси птичка зовётся здесь «кралькой» (нарядной красавицей). Как и положено у птиц, самец варакуши выглядит «кралистей», чем самка. Сразу видно, кто в семье главный!

   Вертишейка, благодаря камуфляжной окраске, почти незаметна на фоне ствола дерева. Удивляет лишь чешуйчатая полоска на спине, выделяющаяся своей контрастностью. А она-то и имеет непосредственное отношение к исключительной особенности этой птицы. Сама-то вертишейка считается дятлом, хотя ни лазить по дереву, ни дупла выдалбливать не умеет. Зато стоит непрошеному гостю заглянуть к ней в гнездо, как несостоявшийся дятел начинает извиваться и шипеть, как гадюка. В сумраке дупла извивающаяся полоска «чешуи» отпугнёт, кого хочешь.

Тому, кто осмелится сказать, что вертишейка могла подсмотреть этот трюк у змеи, придётся ответить и на вопрос о том, кто нарисовал птице полоску на спине!

   Обыкновенного (по-научному, домового) Воробья видели все. И все знают, что самец и самка раскрашены по-разному. Думаю, многие даже предположат, что эта разница в окраске нужна птицам в брачных целях. Как бы не так! Оказывается, у нас под ногами скачет ещё один вид «обыкновенных» воробьёв, которых учёные называют полевыми. Так вот они раскрашены абсолютно одинаково. Но на их жизни в браке это никак не сказывается. Самые известные из них Чик и Чирика. В рассказе В .Бианки «Красная горка»  они вы вели за одно лето 12 птенцов. Как и этих героев, проблема окраски оперения никак не волнует и настоящих воробьёв. Это скорее вопрос для homo sapiens’a.

  Если бы Галка могла обижаться, она обиделась бы на людей за то, что они часто называют её вороной. Но ворона серая, а галка черная со светлым воротничком. К тому же Творец украсил её тёмное платье целой гаммой серых, зелёных, коричневых и синих оттенков и даже одарил птицу голубыми глазами! И вот  такую в своём роде красавицу мы обзываем вороной.

   Горихвостку, в отличии от галки-вороны, люди совсем не замечают. И это при том, что селится птичка в поленницах дров, за отставшими карнизами, в строительном хламе или в  кучах старой рухляди. Тут же во дворе у нас и скачет, подёргивая хвостом.  Когда она так делает, хвост вспыхивает огнём яркого оперения. Кажется, птица загорелась и, часто махая хвостом, пытается потушить пламя. Ну, чем не горихвостка? Интересно и то, что живёт рядом с нами не один, а два вида горихвосток. Хороши и их названия. Как в насмешку, эти две неизвестные большинству людей птицы зовутся обыкновенными и домашними.

   Дубонос – натура цельная. Этакий плотненький, красиво окрашенный «кулачок». Гордость дубоноса – его клюв. Им он запросто щёлкает косточки вишни, сливы, черёмухи. Так что, если у вас есть деревья, то вслед за скворцами можете увидеть там и парочку дубоносов. Если деревьев нет, обязательно посадите. Поверьте, дубонос этого стоит. Только не жалейте о съеденных им сливах. Ягодки-то снова нарастут, а вот прилетит ли ещё такой редкостный едок, вопрос. С моего стола кормился лишь однажды.

   Зарянка (малиновка). Зарянок у нас не меньше, чем скворцов. Но птица эта осторожна и не торопится попадаться на глаза. Даже петь садится на вершину самого высокого дерева. Поёт же много и звонко, но особенно хорошо в первые минуты восхода и после захода солнца. Пение на заре, пятно на грудке цвета зари, чем не зарянка? Почему же она зовётся ещё и малиновкой?   Не от ягоды, конечно, а от малинового цвета всё той же зари. В детстве мне очень нравилась песенка «Малиновки услышав голосок». Увидеть же птицу впервые довелось лишь недавно. Совсем не в мой «час розовый», а в пору, когда на свидания «в малиновой заре» бегает уже мой старшенький.

Зеленушка не сторонится человека. Но люди всё равно не замечают её. И вовсе не потому, что птица зелёная, а просто не замечают её существования. Зеленушка между тем селится не только в городских парках, но и на недавно посаженных деревцах в районах новостроек. Поэтому, прогуливаясь с коляской, где мирно посапывает ваш «птенчик», оторвитесь от мобильника да посмотрите на мир Божий. Вдруг мимо вас с коротким жужжанием «джжи-у» проскользнёт по воздуху ярко-зелёная птичка и скроется в невысоком деревце на уровне вашего носа. Тихо подойдите. В листве, глядишь, и птенчиков увидите. А может, и ещё что вам откроется.

Зяблик едва ли не самая многочисленная у нас птица, но его, в отличие от воробья, знают немногие. Как «поёт» воробей, слышали все. Синица радует пением в преддверии весны. Скворец заливается трелями в благодарность строителям скворечников. Услышать соловья можно лишь на заре, и только зяблик поёт для всех и всегда. Его звонкую песенку можно услышать по дороге в садик или в магазин, в школу или на почту. Идёте вы утром в офис или возвращаетесь с ночной смены – только прислушайтесь да присмотритесь. Певун-то наш ещё  раскрашен красиво. Не для самочки же своей серенькой и не для орнитологов с художниками!

   Ласточка и стриж были для меня в детстве неразличимы. «Ну как же, — возражали сведущие односельчане, — стриж видишь, какой, а ласточка та, что другая». При этом как-то неопределённо кивали в сторону скопища хаотично носящихся одинаковых на вид птиц. И как ни напрягал  я своё детское внимание, мне никак не удавалось отличить одного от «той, что другая». Я вырос. Оказалось, стрижи у нас чёрные и их легко отличить по серповидным и более узким, чем у ласточек, крыльям. Глядя же на различия ласточек между собой, так и хочется спросить, зачем «при сходной биологии составе потребляемых кормов и одинаковом образе жизни» они созданы разными на вид? Может, чтобы мы просто смотрели на них и задумывались?

…В книге еще очень много интересного. Прочтите!

{gallery}birds{/gallery}