Сестры-няни
Кто они такие?
В октябре 1900 года Екатериной Константиновной Грачевой в Петербурге были открыты курсы сестер-нянь. Эти женщины помогали в обучении, воспитании и уходе за детьми с ментальными и множественными нарушениями здоровья.
Сестры-няни отличались от сестры-милосердия, не только содержанием деятельности, у них была и специальная форма: фартук с белым крестом, белый или черный платок, похожий на апостольник.
Сегодня таких специалистов называют: тьютор, социальный работник, олигофренопедагог, дефектолог и др.
Мы храним историю, рассказываем о людях этого служения в дореволюционной России.
В нашем Центре имени Е.К. Грачёвой мы ввели похожую форму, но с нашим логотипом.
Кстати, на мероприятиях нас ребята сразу видят в этой форме и не теряются, а мы чувствуем связь с прошлым. Эту форму мы шили вместе с нашими воспитанниками в нашей швейной мастерской.
Предлагаем почитать выдержки из дневника и бесед с сестрами-нянями Е.К. Грачёвой.
Из дневника Екатерины: «Один опытный человек мне сказал: Сестры милосердия не вполне подходят для вашего дела: они любят ухаживать за такими больными, которые поправляются, видеть плоды своих трудов, а у вас неизлечимо больные….». Он же и посоветовал обратиться в монастыри: пора монашество привлечь к деятельной любви.
Скоро из монастыря в Вышнем Волочке приехало 8 послушниц. Это были деревенские девушки. В деревнях уход за детьми считался чем-то излишним, Грачевой пришлось убеждать своих помощниц в том, что присмотр за детьми необходим.
Из бесед.
«Забудьте, сестры, слово «наказание», – обращается к няням Грачева. Это слово просто запрещается в приюте. Наказание только озлобляет. Чем больше хвалить больного ребенка, называть его «помощником, умницей», тем больше он будет стараться. И даже небольшой упрек приводит к тому, что ребенок теряется, озлобляется и повторяет «не хочу, не буду».
«Знаю, сестры, знаю по опыту, как иногда бывает трудно казаться веселой: смеяться, когда готова расплакаться, но что делать, приходится переламывать себя. При детях вообще, а при больных тем более, нельзя быть скучной. Если будем скучные да задумчивые, то на детей тоску наведем и причиним им большой вред», – пишет Грачева. И учит сестер играть с детьми, помнить, что для ребенка игра – та же работа.
А самое главное, чему их учила тетя Катя, – это молитва и Закон Божий.
Детей в приюте никогда не вынуждали ходить в церковь. Во время службы разрешалось ходить по храму, если стоять тяжело. Благодаря такому отношению, шалостей в церкви не бывало, а уходили они из храма действительно по необходимости, если себя плохо чувствовали или устали.