10 января.

Открываем рубрику о людях Фонда. Статьи будут выходить несколько раз в месяц, затем ежемесячно.
ДЕЛА И ЗАБОТЫ ФОНДА — В МОЁМ СЕРДЦЕ!
Интервью с основательницей Фонда Светланой Николаевной Москалевой.
— Светлана Николаевна, с 2008 года по 2015 год Вы являлись первым директором нашей организации. В настоящее время основные силы Вы уделяете семье, воспитанию приёмных детей, духовной жизни… Вы всегда были и остаётесь примером для наших подопечных, волонтёров и сотрудников!
— Спасибо за добрые слова! В 2012 году в мы с мужем приняли решение принять в семью двоих детей из детского дома. На начальном этапе это требовало много сил и времени, и я задумалась над тем, кому без сомнений смогу передать руководство Фондом.
С самого начала, даже ещё до регистрации организации, я обратила внимание на волонтёра Надежду Арзамасцеву. Именно ей и было предложено принять руководство Фондом. Подготовка к передаче полномочий шла постепенно. И когда в 2014 году мы с мужем приняли в нашу семью троих ребятишек, Надежда Сергеевна была подготовлена, чтобы возглавить Фонд. В 2015 году я передала ей полномочия директора и за прошедшие годы ни разу не пожалела об этом.
Конечно, дела и заботы Фонда — в моём сердце! Я внимательно слежу за тем, как развивается организация. Регулярно общаюсь с Надеждой Сергеевной Арзамасцевой, знаю о трудностях, радуюсь новым успехам.
На мой взгляд, один из самых ярких успехов и ключевых рубежей в деятельности фонда за последние годы – предоставление фонду помещения в социальную аренду на Миргородской улице. Мы обрёли свой дом. Тёплый, уютный, гостеприимный. В одном месте, на Миргородской улице, расположены все мастерские. Есть возможность и поработать, и помолиться, и потрапезничать, и пообщаться друг с другом, и гостей принять.
— Это помещение предоставлено городом на правах социальной аренды.
— Вопрос собственности – не главное! В любом случае, новый дом – это возможность организовать работу на принципиально новом уровне, помочь большему числу людей. Это не может не радовать!
Когда я была директором, у нас не было своего помещения. Но всё равно работа шла! Игумения София, настоятельница Новодевичьего монастыря, милостью Божией предоставила безвозмездно для нашей деятельности одно помещение в Свято-Владимирской православной общеобразовательной школе. А директор школы в те годы, Ведерникова Людмила Константиновна, преподаватели и ученики школы участвовали во многих наших проектах. С глубокой благодарностью вспоминаю те времена. Мы старались делать всё возможное, чтобы помогать нашим подопечным, вести Школу волонтёра, организовывать мероприятия и встречи.
— Думаю, с Вами согласятся все, кто молитвенно обращался к Матронушке и получал её помощь!
— Когда создавался фонд, то и мне, и всем кто был рядом, было очевидно, что именно святой должен стать его покровителем. Любой святой смог бы стать для фонда Божьим заступником!
Но меня беспокоил вопрос: а смогут ли наши подопечные укрепиться в том, что особенности их здоровья – не препятствие для полноценной и полнокровной жизни, понять и почувствовать личную, глубинную, неразрывную связь с этим святым? Будет ли у них чувство, что именно этот святой при земной жизни и сам переносил подобные тяготы и увечья, а потому понимает их лучше и может быть святым примером. Именно такой святой явилась Матрона Московская.
— Сила Матронушки в её слабости, в её немощи?
Да. Сила Божия в немощи нашей совершается. Сила Матроны Московской – это сила Божия, её чистая вера, горячая молитва и служение людям! А внешние обстоятельства жизни не имеют значения перед лицом Господа.
Чему нас учит святая Матронушка? Необходимо помогать людям, уповая на Господа, и служить им в меру своих сил. Но чтобы помочь другим, в первую очередь, надо думать о спасении души. Все житейские тяготы святая переносила смиренно и без ропота именно потому, что она жила со Христом и во Христе.
— Деятельность фонда даёт немало подтверждений Вашим словам о необходимости помогать другим и думать о спасении своей души! У нас есть немало подопечных, волонтёров, сотрудников с тяжёлыми формами инвалидности.
— Но они желают и могут жить полноценной жизнью. Деятельность нашего Фонда помогает социализироваться людям с ограничениями по здоровью, почувствовать биение жизни, обрести друзей. А нас учит человечности…
Фонд был создан в 2008 году для помощи детям отказникам-инвалидам. Соучредителем стал Кирилл Борисович Танцырев. Он и по сей день не оставляет фонд своей поддержкой и участием.
Путь в медицине
— Многие посетители Сайта знают Вас лично, но, если возможно, хотелось бы познакомиться с основными вехами Вашей жизни, с Вашей биографией.
— Я родилась в 1951 году в Ленинграде. Судьбы моих и папы, и мамы были опалены войной. Мой отец – участник и инвалид Великой Отечественной войны, имеет государственные награды, всю жизнь он проработал электромонтажником на Балтийском заводе.
Мама, будучи во время войны подростком, с семьёй была угнана в концентрационный лагерь в Латвии. Там они все заболели туберкулёзом. Мама выжила, но болела всю жизнь, имела статус малолетнего узника концлагеря.
— Почему Вы решили связать свою жизнь с медициной?
— Много болела, в детском и подростковом возрасте, много времени провела в больницах. Труд медсестёр и врачей постоянно перед глазами – впиталось…
— И решили сами стать врачом?
— У меня была мечта стать операционной медсестрой, помогать хирургам во время операций. О врачебном пути я не думала, но твёрдо знала, что стану медсестрой. Мед.училище закончила в 1970 году с красным дипломом. Это значило, что у меня было право на льготных условиях и без трёхлетней отработки поступать в медицинский институт.
Но тогда я не стремилась в ВУЗ. Я хотела работать медсестрой.
Меня распределили в НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена.
Я была счастлива!
Принесла документы… Но руководитель отдела кадров отказалась принимать меня на работу, пока не принесу справку, что в институт я не поступила. Начала готовиться к поступлению. На экзамене получила «отлично» по химии и, как обладательница красного диплома медучилища, была зачислена в институт. Так, благодаря мудрости женщины, отправившей меня за справкой, я стала врачом.
«Скорая помощь»: каждый день не похож на другой
— Важная веха Вашей жизни: работа врачом «Скорой помощи» с 1981 года по 1991 год. Не могли бы Вы рассказать о специфике этого труда?
После интернатуры я работала хирургом в поликлинике, а ночами
совмещала на «Скорой помощи». Работа на «Скорой» меня увлекла и захватила. Случаи непредсказуемы, из разных разделов медицины, требуют чёткой реакции, дисциплины, знаний, решительности и ответственности. Через два года совмещений я перешла работать на «Скорую» и стала врачом скорой помощи (с хирургическим уклоном).
Каждый день на «Скорой помощи» не похож на другой.
В нескольких предложениях невозможно описать весь спектр проблем, с которыми сталкивается врач «Скорой помощи». Работа тяжелая. Проработала десять лет. Потом у меня самой начались проблемы со здоровьем.
Любой человек, работающий на «Скорой помощи», видит, чувствует, понимает тонкую, порой зыбкую грань между жизнью и смертью, между исцелением и погружением в пучину болезни… Врачевание наших тел – это важная задача. Но никому из нас нельзя забывать и о врачевании души. Есть и ещё одна особенность: эта работа учит нелицеприятному отношению к любому человеку – это очень важно.
Проект «Жизнь»
— Почему после десяти лет работы Вы ушли из «Скорой помощи»?
— Смена работы была связана с личными обстоятельствами, в первую очередь, с состоянием здоровья. После «Скорой помощи» я работала хирургом, терапевтом в районной поликлинике, преподавала в медицинском училище. Перенесла тяжелое заболевание. Не хотелось бы рассказывать об этом…
— Всё-таки недуг Вам удалось победить?
— С Божьей помощью, с молитвой можно преодолеть любые испытания! Но я поняла, что жизнь уже никогда не будет прежней. Значительное место стали занимать духовные вопросы. Благодаря болезни, я начала воцерковляться.
Стала врачом-консультантом в православном Центре «Жизнь». Цель этого проекта — предотвращение абортов. Мы стремились уберечь женщин от непоправимого, греховного шага, от убийства нерождённого человека и разрушения собственной личности женщины.
Конечно же, эта работа в полной мере соответствовала моим убеждениям. Но одновременно я погрузилась и в проблемы сиротства. Почему? Многие женщины, отказываясь от аборта, после родов фактически отстранялись от участия в жизни новорожденного. Малыши попадали в Дома ребёнка, сначала «временно», потом оставались там, а из Дома ребёнка переходили в детские дома.
— Как Вы думаете, почему это происходило?
— Наши подопечные, как правило, ссылались на внешние обстоятельства. Мол, я не против ребёнка. Но возможности содержать и воспитывать его у меня нет… Были ли эти объяснения правдивыми? Внешние обстоятельства нельзя недооценивать. Но если говорить прямым языком, то у многих мужчин и женщин разных возрастов можно было наблюдать проявления потребительской психологии, инфантилизма и безответственности.
Им хочется жить для себя. Ради получения каких-то сиюминутных удовольствий… Конечно, каждый человек стремится к тому, чтобы его жизнь была удобной и комфортной. Само по себе это стремление нельзя назвать греховным. Но если мужчина и женщина хотят жить исключительно для себя, хотят только потреблять, не имея никаких обязательств, то новорожденные дети оказываются лишними… Тогда дети не вписываются в такую картину мира своих же родителей.
Создание фонда
У Вас возникло желание помогать детям-сиротам?
— Чем больше я сталкивалась с этой проблемой, тем больше понимала, что социальное сиротство, сиротство при живых родителях – это, в первую очередь, изломанные судьбы и раненые души ни в чем неповинных детей. А сотрудники сиротских учреждений не в состоянии кардинально изменить положение вещей, и им не помешает наша помощь и участие в жизни социальных сирот.
Сиротство, к сожалению, может «воспроизводить» себя. Если дети, выросшие в детских домах, не имеют перед собой положительных примеров, не знакомы с крепкими семейными устоями, то они тоже, став взрослыми, могут отдавать своих собственных детей в дома ребёнка и детские дома. Этот порочный круг необходимо разорвать.
— И Вы включились в работу!
— Изначально основной целью фонда во имя святой блаженной Матроны Московской было создание и реализация модели родственного ухода за детьми из сиротских учреждений. Мы планировали организовать сопровождение детей-инвалидов в различные периоды их жизни.
Мы стали привлекать волонтёров, чтобы с их помощью можно было решать житейские, бытовые проблемы детей-сирот. Например, детей до семи лет у нас принято госпитализировать вместе с родителями. Но с детьми из детских домов такая схема не работала.
Если ребёнок нуждался в лечении в стационаре, то воспитатель детского дома не могла круглосуточно находиться вместе с ним. И, несмотря на повышенное внимание сотрудников медицинских учреждений, дети-сироты оказывались при госпитализации в ущемлённом положении.
А при осуществлении модели родственного ухода за детьми отмечалось улучшение эмоционального и психологического состояния ребенка, повышалась егоактивность, улучшались показатели здоровья.
— Маму никто не заменит!
— Конечно. Но нам удавалось привлекать волонтёров, которые находились с маленькими пациентами круглосуточно весь период госпитализации, уделяя ребёнку максимум внимания. Вы бы видели лица детей, когда у них дежурили наши волонтёры! Ведь это именно к каждому из них — лично к нему и только к нему – приходил и лично ему отдавал всё внимание и заботу волонтёр, восполняющий потребность ребёнка в близком человеке!
И это был только один из проектов фонда. Наши волонтёры проводили в детских домах развивающие занятия, устраивали праздники, приобретали для домов ребенка реабилитационное оборудование и оснащение, обустраивали спортивные комнаты. В наших мастерских дети постарше изготавливали пазлы, шили игрушки, вышивали. Мы всегда помогали и выпускникам детских домов, в том числе тем из них, которые сами уже стали родителями.
В настоящее время направление деятельности фонда видоизменилось. Взаимодействие с детскими домами тоже продолжается, но фонд стал уделять больше внимания людям с инвалидностью всех возрастов. Участие в их жизни не может не радовать!
Шестеро детей: кровные и приёмные
— Светлана Николаевна, Ваш уход с поста директора фонда в 2015 году, во многом, связан с семейными обстоятельствами. Вместе с супругом Вы взяли в семью троих детей, которые воспитывались в детском доме.
— К тому времени наши собственные трое сыновей стали взрослыми, самостоятельными. У старшего сына своя семья, двое деток. Трудясь в Фонде, я осознала, что есть потребность моего личного участия в жизни конкретных детей-сирот. Я убеждена, что даже самый лучший детский дом не заменит семьи. Мой муж, Вячеслав Николаевич, поддержал меня. Возможности, силы и желание были. Наши сыновья одобрили наше решение.
Изначально предполагалось, что в нашей семье появятся брат и сестра. Но потом обнаружилось, что у них есть ещё один брат, сведений о котором не было в базе данных. Этот мальчик находился в доме ребенка с рождения до трёх лет.
Мы взяли всех троих, полюбили их всем сердцем. Дети ответили нам тем же. Меня почти сразу дети сами стали называть мамой. Моего мужа называли папой и очень горевали, когда он отошёл ко Господу. С 2021 года я вдова. У меня замечательные дети и внуки. Я могу ещё послужить Господу через детей, несмотря на возраст. И я рада, что мы с мужем приняли в своё время решение дать детям опыт жизни в семье.
В жизни любой человек сталкивается с множеством трудностей и скорбей и может их преодолеть с Божьей помощью. Я знаю, что нужна не только своим кровным сыновьям, но и приёмным детям, тоже ставшим родными. Они все мои дети.
Сейчас моя приёмная дочь учится в акушерском колледже, её старший брат — в фельдшерском колледже. Они овладевают медицинской профессией. Самый младший сын – в седьмом классе школы. У детей всё хорошо. Они со мной, материнское сердце спокойно.
В заключении хочется сказать вот о чём: иногда посещают сомнения, всё ли я делаю, что могу, и правильно ли я делаю… У верующего человека на такие случаи есть надёжные средства. Пользуюсь этими средствами и я. И всё же в некоторые минуты сомнений я смотрю на Грамоту от Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в которой благословляются труды нашего Фонда во славу Святой Церкви.
И укрепляюсь. Этот посыл обнадёживает и придаёт силы. Что может быть полезнее и нужнее таких трудов! Только бы с пути не сбиться. Желаю Фонду помощи Божией, развития и сил в преодолении трудностей и в продолжение деятельности.
— Светлана Николаевна, позвольте поблагодарить Вас за вдумчивую, душевную беседу и пожелать Вам во всех дальнейших делах помощи Божьей и заступничества блаженной Матронушки Московской! Самое главное: Будьте здоровы! Вы нам очень нужны!
Беседу вёл Илья










